Подбор гребного винта

К чему следует стремиться при подборе гребного винта? Ответить на этот вопрос, можно рассмотрев сначала задачи, которые мы ставим перед своим катером. Кому - то важна максимальная скорость, кому то важен уверенный выход на глиссер с максимальной загрузкой, а кто то заинтересован в скорости оптимальной для троллинга. К сожалению, не всегда возможно решить все эти задачи одним винтом, однако всегда можно подобрать компромиссный вариант, т.е. подобрать оптимально комфортный винт. Можно, конечно, иметь два или три винта, на все случаи жизни, но практика показывает, что нам просто лениво заниматься переустановкой винтов.

Прежде всего, мы определяемся с материалом, из которого выполнен винт:

Стальной или алюминиевый?

Стальной винт - плюсы

КПД стального винта выше, чем у алюминиевого это достигается за счет уменьшения толщины лопасти, более сложной математической модели крыльчатки и более высокой чистоты обработки поверхности. Стальной винт значительно меньше подвержен кавитации. Как следствие он имеет более высокие скоростные характеристики (до 5% прибавка в скорости по отношению к алюминиевому аналогу).

Прочность стального винта позволяем ему не «стираться» о песчаное дно водоемов, на нем не образуется, выщерблен или каверн. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим топляком.

Стальной винт не коррозирует в соленой воде.

Стальной винт - минусы

Стоимость стального винта значительно выше, чем алюминиевого. В случае «жесткого» удара о камень стальной винт окажет намного большее сопротивление, чем алюминиевый и значительная часть разрушительной энергии удара пойдет «гулять» по редуктору. Следствием м.б. деформация отдельных частей редуктора.

Алюминиевый винт – плюсы

Относительно невысокая цена (особенно у неоригинальных винтов производства SOLAS) Ремонтопригодность. В случае «жесткого» удара о камень - минимальный ущерб для дорогостоящих деталей редуктора двигателя.

Алюминиевый винт – минусы.

Сравнительно мягкий алюминиевый винт «стирается» о песчаное дно, образующиеся на его лопастях выщерблены (причина – мелкие фрагменты, поднимаемые водяным потоком при движении по мелководью) создают дополнительную турбулентность и уменьшают КПД. Геометрия лопастей страдает при столкновении с незначительными препятствиями – затопленные ветки, коряги, бутылки. Подбор винта по шагу

Шаг винта – это его основная техническая характеристика (измеряется в дюймах). Шаг винта соответствует расстоянию, которое пройдет винт в плотной среде (без проскальзывания) за один полный оборот. Или это угол наклона лопасти к горизонтальной оси крыльчатки. Чем больше шаг (угол наклона лопасти) тем больший упор создает лопасть (винт) при вращении.

Упор создаваемый винтом при вращении переходит в энергию движения судна. Шаг винта напрямую влияет на максимальные обороты двигателя. Чем шаг меньше – тем большие максимальные обороты может развить двигатель. Наша задача подобрать шаг винта так, что бы при максимально открытой дроссельной заслонке обороты двигателя находились в рабочем диапазоне рекомендованным производителем данного двигателя.

При соблюдении этого условия мы получим и хороший выход на глиссирование, и достойную максимальную скорость и самое главное – правильную работу двигателя без повышенного износа.

Разберем пример:

Катер пластиковый длинной 5.5 метра с рубкой. (без транцевых плит) Мотор 115 л.с. четырех тактный (рабочий диапазон 5400 – 5900 об в мин.) Загрузка – 5 человек на борту.

Шаг винта Максимальные обороты Макс. Скорость Выводы 15 6200 65 км .ч Очень быстрый выход на глиссирование, после 5500 оборотов скорость не увеличивается. Тенденция к перекручиванию двигателя. Повышенная нагрузка на шатуны. Винт слишком гидродинамически легкий. 17 5900 72 Нормальный выход на глиссирование, скорость равномерно увеличивается до 5700 об в мин. Двигатель работает комфортно. Винт оптимальный. 19 5400 75 Затяжной выход на глиссирование (перераспределяли нагрузку), скорость равномерно увеличивается до 5400 об в мин. Показано максимальное значение скорости. Двигатель работал с явным натягом. Повышенный расход топлива. Винт тяжеловат. Но если высадить трех пассажиров, то нормально. Скорость не вырастает, но выход на глиссер уверенный. 21 5000 65 На глиссер вышли, только оставшись вдвоем на катере. Повышенная нагрузка на поршневую группу двигателя. Повышенный расход топлива. Винт гидродинамически тяжелый.

В данном примере умышленно не указаны водоизмещение катера, его обводы, марка двигателя – это у каждого будет индивидуально, но принцип изменения технических показателей будет одинаков.

Правило – изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает (добавляет) у двигателя 150 – 200 оборотов в минуту. Четырехлопастные винты.

Все выше написанное относилось к самым распространенным – трех лопастным винтам. Однако в природе существуют винты с четырьмя и более лопастями. Винты с четырьмя лопастями активно применяются в маломерном флоте. Например компания HONDA изначально комплектует свои подвесные лодочные моторы именно четырех лопастными винтами.

Что дает наличие еще одной лопасти:
Плюсы – меньшая скорость глиссирования (можно экономить топливо), устойчивая, мягкая работа на малом ходу особенно на скорости троллинга (4 – 7 км в час). Возможность при тех же оборотах что и с трех лопастным винтом, выводить на глиссер катер с большим грузом.

Минусы – меньшая максимальная скорость достигаемая катером по сравнению с трех лопастным винтом того же шага. (до 10% потеря скорости)

Правило - изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает (добавляет) у двигателя 250 – 300 оборотов в минуту.

Заключение:

Подбор винта дело очень индивидуальное. Желательно что бы двигатель был оборудован тахометром.

Поскольку мы имеем более чем пятилетний опыт продажи винтов, конечно, нам известны варианты оптимального подбора винтов для различных комплектаций катер – двигатель.

Наши менеджеры всегда готовы оказать помощь.