Гребной винт в реальности и мифах
В 3(173) номере "КиЯ" за 2000 год была опубликована обстоятельная статья об общих принципах
подбора оптимального гребного винта.
Проведённые журналистской командой испытания различных винтов
помогли многим водно-моторникам сделать правильный выбор. Сегодняшняя
публикация возвращает читателя к этой теме, на этот раз делая попытку
увидеть проблему глазами не технического специалиста, а потребителя.
Динамичное развитие российского водно-моторного рынка "выплеснуло" на
прилавки магазинов гребные винты различного происхождения, стоимости и
качества. Как и в любом другом секторе потребительского рынка, здесь под
нажимом маркетинговых усилий продавцов и антирекламы конкурентов уже
начали формироваться устойчивые обывательские мифы и стереотипы.
Попробуем разобраться лишь в некоторых. К наиболее распространённым из
них, прежде всего, следует отнести восхваление "оригинального гребного
винта" как наиболее совершенного изделия из существующих. Рассмотрим это
утверждение с точки зрения логики здравого смысла. Происхождение этого
мифа вполне очевидно. Продавцы лодочных моторов связаны обязательством
со своими поставщиками продавать сопутствующие товары только под маркой
основного бренда или бренда-спутника. Так у продавцов Mercury/Mercruiser
любые запчасти, аксессуары или расходные материалы вы найдёте только
под маркой Quicksilver, у продавцов Yamaha - под именем собственного
бренда и так далее. И было бы странно, если бы было наоборот. Убедив
покупателя сделать выбор в пользу своего мотора, производитель
заинтересован, чтобы кошелёк клиента с этого времени "подсел" и на его
сопутствующие товары. Кстати, как можно догадаться, в нашем примере
Quicksilver это отнюдь не завод и не фабрика, а лишь красивая упаковка и
звонкое имя, под которым компания Marine Power продаёт товар,
изготовленный на заводах контрагентов. Этому имени наверняка можно
доверять, а стоит ли за него переплачивать, каждый решает сам.
Но вернёмся к гребному винту. На заре моторостроения всё было просто.
Двигатель разрабатывался, изготавливался и собирался в цехах одного
предприятия. По этой причине название мотора вполне соответствовало его
содержанию. Yamaha была Ямахой, а Mercury - Меркурием. Гребной винт
также был собственной разработкой, и на первых порах винты разных
производителей отличались друг от друга. Однако очень скоро конструкция и
геометрия гребного винта приобрели классический вид, который до
сегодняшнего дня практически не менялся. Из классики выделяются лишь
несколько моделей винтов с оригинальными конструкциями ступиц, но это
скорее исключения из общих правил. В широком понимании винт давно уже
стал гидродинамически совершенным и функционально оптимальным.
В отличие от гребного винта, конструкция лодочных моторов регулярно
претерпевает изменения. Развитие современных технологий и появление
новых материалов позволяет производителям время от времени заявлять о
выпуске моторов нового поколения. Где тут правда, а где маркетинговые
игры, понять нелегко, как подчас нелегко разобраться с истинной
"породой" мотора. Характерным примером служит популярный Mercury 30
Lighting, который есть не что иное, как окрашенный в меркурьевские цвета
Tohatsu 30. Четырёхтактные Mercury имеют под капотом ямаховские блоки
цилиндров, а любимая народом Honda вообще не производит собственных
гребных винтов и считает это рациональным маркетинговым ходом.
С увеличением мирового парка лодочных моторов производство гребных
винтов стало самостоятельным бизнесом. Лидируют в нём два производителя -
американский Michigan Wheels и тайваньский Solas. Для этих компаний
гребные винты являются основным продуктом, и именно на них ориентирован
основной исследовательский и технологический потенциал этих предприятий,
в то время как у производителей моторов производство винтов объективно
строится на остаточном принципе.
Бренд Michigan Wheels традиционно популярен в США, где любят всё
американское, а винты Solas в фаворе у практичных европейцев и на
японском рынке. Компания Honda, как уже говорилось, не имеет
собственного производства гребных винтов, и долгое время эти моторы
комплектовались винтами Michigan. Однако несколько лет тому назад
предпочтение было отдано соотношению цены и качества Solas. Кстати, винт
Michigan это отнюдь не породистый "янки", а скорее "латинос", поскольку
часть производства Michigan Wheels находится в Мексике. Там же
выпускается и популярный в России винт с выразительным названием
Ballistic – первый доступный по цене винт из нержавеющей стали, попавший
на наш рынок. Сейчас большинство нержавеющих гребных винтов,
представленных на наших прилавках, это семейство Solas – Saturn, New
Saturn, Titan и другие. Название Titan породило в умах сомнение, а не
титановый ли он? Конечно же, нет. Титановых гребных винтов в природе
пока не существует, и вряд ли они когда-нибудь появятся. Стоимость
винтов Solas и Michigan ниже стоимости винтов оригинальных. Это
объясняется, прежде всего, снижением общих затрат при массовом
производстве, а отнюдь не экономией на качестве. Для снижения
себестоимости своей продукции компания Solas пошла ещё дальше. Многие
модели винтов этой марки выпускаются в универсальном варианте и могут
устанавливаться на моторы разных производителей с помощью комплекта
установочных шайб. Для удобства пользователей существуют таблицы
соответствия винтов Solas винтам оригинальным.
И в заключение несколько слов о качестве. Общий принцип "не верить на
слово продавцу" вполне уместен и здесь. Достаточно положить рядом
гребные винты от разных производителей и сравнить качество окраски
алюминия или полировки стали. Также следует обратить внимание на
обработку кромок, наличие или отсутствие заусенцев и раковин,
правильность геометрии резинового амортизатора, и понимание вопроса
качества придёт само собой. Можно с уверенностью утверждать, что за
изящной формой будет стоять достойное содержание. Расхожее утверждение
недобросовестных продавцов о некоем превосходстве балансировки
продаваемых ими винтов - не более чем рекламный ход, который сложно
проверить. Более того, для малых гребных винтов проблема балансировки
вообще отсутствует, а для винтов большого диаметра она решена всеми
именитыми производителями одинаково успешно. На практике гораздо труднее
бывает подобрать оптимальный винт для конкретного комплекса – лодка
плюс мотор плюс условия эксплуатации, - чем сделать выбор в пользу той
или иной марки или производителя гребного винта.
И пусть этих марок и производителей будет больше – хороших и разных. Всё
равно кому-то нужен оригинальный винт на лодочный мотор, а кому-то
потребуется оригинальное колесо на автомобиль. Пусть каждый из нас
сделает выбор сообразно собственному здравому смыслу. Всё остальное от
лукавого!