Гребной винт в реальности и мифах


В 3(173) номере "КиЯ" за 2000 год была опубликована обстоятельная статья об общих принципах
подбора оптимального гребного винта.

Проведённые журналистской командой испытания различных винтов помогли многим водно-моторникам сделать правильный выбор. Сегодняшняя публикация возвращает читателя к этой теме, на этот раз делая попытку увидеть проблему глазами не технического специалиста, а потребителя. Динамичное развитие российского водно-моторного рынка "выплеснуло" на прилавки магазинов гребные винты различного происхождения, стоимости и качества. Как и в любом другом секторе потребительского рынка, здесь под нажимом маркетинговых усилий продавцов и антирекламы конкурентов уже начали формироваться устойчивые обывательские мифы и стереотипы. Попробуем разобраться лишь в некоторых. К наиболее распространённым из них, прежде всего, следует отнести восхваление "оригинального гребного винта" как наиболее совершенного изделия из существующих. Рассмотрим это утверждение с точки зрения логики здравого смысла. Происхождение этого мифа вполне очевидно. Продавцы лодочных моторов связаны обязательством со своими поставщиками продавать сопутствующие товары только под маркой основного бренда или бренда-спутника. Так у продавцов Mercury/Mercruiser любые запчасти, аксессуары или расходные материалы вы найдёте только под маркой Quicksilver, у продавцов Yamaha - под именем собственного бренда и так далее. И было бы странно, если бы было наоборот. Убедив покупателя сделать выбор в пользу своего мотора, производитель заинтересован, чтобы кошелёк клиента с этого времени "подсел" и на его сопутствующие товары. Кстати, как можно догадаться, в нашем примере Quicksilver это отнюдь не завод и не фабрика, а лишь красивая упаковка и звонкое имя, под которым компания Marine Power продаёт товар, изготовленный на заводах контрагентов. Этому имени наверняка можно доверять, а стоит ли за него переплачивать, каждый решает сам.

Но вернёмся к гребному винту. На заре моторостроения всё было просто. Двигатель разрабатывался, изготавливался и собирался в цехах одного предприятия. По этой причине название мотора вполне соответствовало его содержанию. Yamaha была Ямахой, а Mercury - Меркурием. Гребной винт также был собственной разработкой, и на первых порах винты разных производителей отличались друг от друга. Однако очень скоро конструкция и геометрия гребного винта приобрели классический вид, который до сегодняшнего дня практически не менялся. Из классики выделяются лишь несколько моделей винтов с оригинальными конструкциями ступиц, но это скорее исключения из общих правил. В широком понимании винт давно уже стал гидродинамически совершенным и функционально оптимальным.

В отличие от гребного винта, конструкция лодочных моторов регулярно претерпевает изменения. Развитие современных технологий и появление новых материалов позволяет производителям время от времени заявлять о выпуске моторов нового поколения. Где тут правда, а где маркетинговые игры, понять нелегко, как подчас нелегко разобраться с истинной "породой" мотора. Характерным примером служит популярный Mercury 30 Lighting, который есть не что иное, как окрашенный в меркурьевские цвета Tohatsu 30. Четырёхтактные Mercury имеют под капотом ямаховские блоки цилиндров, а любимая народом Honda вообще не производит собственных гребных винтов и считает это рациональным маркетинговым ходом.

С увеличением мирового парка лодочных моторов производство гребных винтов стало самостоятельным бизнесом. Лидируют в нём два производителя - американский Michigan Wheels и тайваньский Solas. Для этих компаний гребные винты являются основным продуктом, и именно на них ориентирован основной исследовательский и технологический потенциал этих предприятий, в то время как у производителей моторов производство винтов объективно строится на остаточном принципе. Бренд Michigan Wheels традиционно популярен в США, где любят всё американское, а винты Solas в фаворе у практичных европейцев и на японском рынке. Компания Honda, как уже говорилось, не имеет собственного производства гребных винтов, и долгое время эти моторы комплектовались винтами Michigan. Однако несколько лет тому назад предпочтение было отдано соотношению цены и качества Solas. Кстати, винт Michigan это отнюдь не породистый "янки", а скорее "латинос", поскольку часть производства Michigan Wheels находится в Мексике. Там же выпускается и популярный в России винт с выразительным названием Ballistic – первый доступный по цене винт из нержавеющей стали, попавший на наш рынок. Сейчас большинство нержавеющих гребных винтов, представленных на наших прилавках, это семейство Solas – Saturn, New Saturn, Titan и другие. Название Titan породило в умах сомнение, а не титановый ли он? Конечно же, нет. Титановых гребных винтов в природе пока не существует, и вряд ли они когда-нибудь появятся. Стоимость винтов Solas и Michigan ниже стоимости винтов оригинальных. Это объясняется, прежде всего, снижением общих затрат при массовом производстве, а отнюдь не экономией на качестве. Для снижения себестоимости своей продукции компания Solas пошла ещё дальше. Многие модели винтов этой марки выпускаются в универсальном варианте и могут устанавливаться на моторы разных производителей с помощью комплекта установочных шайб. Для удобства пользователей существуют таблицы соответствия винтов Solas винтам оригинальным.

И в заключение несколько слов о качестве. Общий принцип "не верить на слово продавцу" вполне уместен и здесь. Достаточно положить рядом гребные винты от разных производителей и сравнить качество окраски алюминия или полировки стали. Также следует обратить внимание на обработку кромок, наличие или отсутствие заусенцев и раковин, правильность геометрии резинового амортизатора, и понимание вопроса качества придёт само собой. Можно с уверенностью утверждать, что за изящной формой будет стоять достойное содержание. Расхожее утверждение недобросовестных продавцов о некоем превосходстве балансировки продаваемых ими винтов - не более чем рекламный ход, который сложно проверить. Более того, для малых гребных винтов проблема балансировки вообще отсутствует, а для винтов большого диаметра она решена всеми именитыми производителями одинаково успешно. На практике гораздо труднее бывает подобрать оптимальный винт для конкретного комплекса – лодка плюс мотор плюс условия эксплуатации, - чем сделать выбор в пользу той или иной марки или производителя гребного винта. И пусть этих марок и производителей будет больше – хороших и разных. Всё равно кому-то нужен оригинальный винт на лодочный мотор, а кому-то потребуется оригинальное колесо на автомобиль. Пусть каждый из нас сделает выбор сообразно собственному здравому смыслу. Всё остальное от лукавого!